RomanLy (romanly) wrote in kritika_haiku,

"Контрольные списки"

Многие поэты хайку говорят о т. н. "контрольных списках" которыми они пользуются для проверки стиха прежде чем выкладывать на всеобщее обозрение. Хочу привести здесь два примера таких "списков":

- Сики - главные пункты его советов начинающим, приведен в книге Гарольда Хендерсона "Введение в Хайку":

1. Будь естественен.

2. Не заботься о старых правилах грамматики и углубленных понятиях типа написания слов и киредзи

3. Читай старых авторов, но помни что у них можно встретить как хорошие так и плохие стихи

4. Помни что банальные хайку являются таковыми чаще всего потому что порядок восприятия событий в них искусственно перекручен

5. Пиши чтобы доставить себе удовольствие - ведь если твои стихи не нравятся тебе, как ты можешь ожидать, что они понравятся еще кому-либо?


- Michael Dylan Welch:

В поисках вдохновения для хайку, внимательно осматривайте все вокруг Вас - в природе, дома, в школе и на работе. Сначала запишите Ваше хайку совершенно свободно и креативно. Затем задайте себе несколько следующих вопросов, чтобы улучшить стихотворение:

1. Насколько длинно ваше хайку? Хайку по-английски обычно пишут размером в 10-17 слогов, не требуется строго следовать формуле 5-7-5. В любом случае, следующие пункты намного более важны.

2. Присутствует ли в вашем хайку прямая или косвенная отсылка к сезону (в японских хайку применяется "киго" - сезонное слово)? Например "тюльпаны" указывают на весну, а "снег" - на зиму. Это одно из двух важнейших составляющих хайку.

3. Есть ли в вашем хайку разрыв между двумя ясными частями (в японских хайку применяется "киредзи" - режущее слово)? Деление стиха на две фрагментарные части - вторая важнейшая составляющая хайку.

4. Написано ли ваше хайку о повседневных, общепринятых вещах? Чтобы помочь себе писать подобным образом, описывайте то что Вы ощущаете своими 5-ю чувствами (а не ваши мысли по этому поводу).

5. Передает ли ваше стихотворение какое-либо переживание читателю? Вы можете достичь этого показывая читателю то что заставило вас почувствовать а не само чувство. Тогда читатель сможет со-переживать вам а не объяснять или судить ваши чувства.

6. Написано ли стихотворение в настоящем времени? Чтобы создать впечатление того что хайку происходит сейчас - пользуйтесь настоящим временем глаголов.

7. Написан ли стих на основании личного опыта? В других жанрах поэзии часто пользуются чистой фантазией, но в хайку это не рекомендуется. Хотя нет ничего плохого в том чтобы писать по памяти.

8. Как вы пользуетесь пунктуацией? Хайку не состоят из предложений, будучи по сути сопоставленными фрагментами. Поэтому не требуется начинать стих с большой буквы и заканчивать точкой.

9. Избегайте давать стихам названия и пользоваться рифмой. В хайку не используются эти литературные средства.

10. Что вы делаете со своими стихами после написания? Ими можно вести дневник, посылать на конкурсы и в журналы, или читать на поэтических вечерах.

С опытом, Вам не нужно будет задавать себе эти вопросы. Басе говорил - "выучить правила, чтобы забыть их". Я верю - он имел в виду что правила (или цели, как мне нравится их называть) хорошо впитать в себя настолько, чтобы потом не думать о них - так как шахматист не думает о том как бы не сделать фигурой неправильный ход. Получайте же удовольствие от ваших хайку и от того что посредством их Вы замечаете течение жизни более детально всеми вашими чувствами.

Используете ли Вы в своей практике нечто подобное, и если да то что?


Списки приведены с разрешения Майкла Дилана Уэлча. Оригиналы располагаются на его странице:

http://sites.google.com/site/graceguts/essays/practical-poet-creating-a-haiku-checklist

На его странице:  http://sites.google.com/site/graceguts/home   в разделе essays - есть еще много статей о разных аспектах поэзии хайку.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded  

  • 6 comments