清水 Shimizu (simizy) wrote in kritika_haiku,
清水 Shimizu
simizy
kritika_haiku

Category:

Предельно краткое руководство по написанию Хайку.

В наш бешенный век скоростей мало кто сочтет за труд перечитывать десятки статей, посвященных написанию хайку.
Чтобы хоть как-то поднять общий уровень проб пера новичков, было составленно это руководство, крайне ограниченное, но, надеюсь, полезное для "быстрого старта".

Итак, что такое хайку:

1. Прежде всего, традиционно это трехстишие. Причем композиционно состоящее из длинной части (2строки) и короткой (1 строка), в любом порядке.
Разделение происходит как смысловой сбивкой, так и созданием долгих пауз в конце строки, либо опущением ударной доли в начале.
Типичные ошибки:
-три равноправные смысловые части, следствием чего является "перегруженность стиха"
-"сплошное" предложение, не разделенное должным образом надвое - производит скорее впечатление мысли, идеи без катарсиса.

1.1 Пресловутый размер 5-7-5 не является отличительной особенностью хайку. Чередование пяти- и семисложных строк - признак японского СТИХА (яп. "вака", японская песня) и большинства последующих поэтических жанров японии. И хотя хайку тоже в подавляющем большинстве используют эту форму, говорить, что хайку - стихотворение о природе из 17 слогов (5-7-5) настолько же корректно, как и описать поэзию серебрянного века как набор четырехстрочников с рифмованными концами строк на бытовую тему.

Для того чтобы разобраться в этом, нужно четко уяснить себе разницу между стихом и поэтику - двумя составляющими поэзии.
СТИХ (греч. στίχος — ряд, строка) — форма речи, отличающейся от прозы упорядоченностью, наличием определенных повторяющихся элементов.
Стихообразующими элементами могут выступать ритм, строфика, рифма и т.д. Система стихосложения напрямую зависит от особенностей конкретного языка, и поэтому межъязыковое проникновение стихотворных приемов не всегда возможно без существенной трансформации, а полное и тождественное заимствование представляется вероятным только в пределах одной языковой группы. Таким образом стих - технический аспект поэзии
Между тем, ПОЭТИКА, - набор стилистических, эстетических, структурных и иных приемов, не связанных со стихообразованием, являющихся отличительными признаками определенного стиля, направления, школы.

Форма 5-7-5 является признаком японского стиха в целом, а не только хайку, и из-зи разности языкового строения не может быть адекватно перенесена в русское стихосложение, гораздо более сложное, чем традиционная японская поэзия Дэнтоси. Более того, в русском языке на слух точное количество слогов не определяется, и может быть осознано только сознательным подсчетом. Да, вы можете писать стихи в которых будет 17 слогов в три строчки по 5-7-5, но лучше они от этого не станут. Зато могут стать корявее.
Кроме того, этот размер НЕЛЬЗЯ считать по слогам русского языка, поскольку он не соответствует звуковым единицам, которые считают японцы. К примеру, "осинка" - это 4 японских слога.


2. Тема хайку - природа, во всех её проявлениях. Человек может быть темой хайку постольку, поскольку он является частью природы. Абстрактные области человеческой деятельности, такие как деньги, власть, чувства, идеи - лишние в хайку.
Чувства должен испытывать читатель при прочтении, о них нельзя говорить прямо.
Типичные ошибки:
-написание отчета о том, что происходит с автором. Не надо путать ЖЖ с хайкай.
-высказывание в стихе идей, мыслей и суждений.
-указание на чувства явно "грустно, уныло" или применением соответствующих прилагательных "унылый пейзаж". Один и тот же пейзаж может вызвать диаметрально противоположные чувства у разных людей. Хайку передает картину, а не восприятие автора.

3. Основной поэтический прием хайку - сопоставление.
Приемы западной поэзии - сравнения, метафоры, олицетворение и другие тропы использовать не следует. Вместо этого используется сопоставление объектов, действий, качеств.
Поэтическому ёжику понятно, что у спелой тыквы и полной луны много общего. Западный поэт в таких случаях применяет сравнение:

    Луна, как спелая тыква
    В осеннем небе повисла


В традиции хайку те же образы сопоставляются:

    Спелую тыкву
    У самой тропы полевой
    Луна осветила


Принимаются комментарии, дополнения, вопросы и т.п.
Tags: теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments