清水 Shimizu (simizy) wrote in kritika_haiku,
清水 Shimizu
simizy
kritika_haiku

Category:

После того как хайку написано... Часть 1

Осенний ветер
Бесплатные газеты раздает
Прохожим

После того как хайку написано, вас переполняет гордость творца, только что закончившего очередной акт творения, и, окидывая взглядом дивный новый мир, свято уверенного, что все, что Он создал, хорошо весьма. Но так ли оно хорошо как вам кажется в миг его завершения?

Да, можно тут же послать его в ru_haiku, и с удивлением наблюдать, как другие с энтузиазмом хватаются за образ, в муках созданный вами, и тут же начинают вертетькрутитьменятьпорядокислова. И вот, столь дорогое вашему сердцу творца хайку разрастается, как воткнутый весною в землю черенок, выпуская во все стороны новые веточки с распускающимися на них цветами-хонкадори, что самое обидное, зачастую, как вам ни обидно это признавать, более интересными, неожиданными и яркими, чем ваш многострадальный шедевр, изрядно поблекнувший в окружении ста стихотворений ста поэтов :)

Вы спрашиваете себя: "Как они это делают?! И почему это не пришло в голову мне?"
Не пришло, потому что вас переполняла гордость, застившая вам глаза, вместо критического восприятия постороннего человека. Это действительно непростая задача - посмотреть на свое творение чужими глазами. Один из вариантов - отложить его в стол лет на пять, и потом взглянуть с высоты прожитых лет, когда муки творчества уже выветрятся из вашей памяти... но ведь вы не согласны ждать 5 лет, угадал? Отложите его хотя бы на 1-3 дня. Вернитесь к нему, представьте, что под ним стоит чужая подпись. По-прежнему ли оно "хорошо весьма"? Вернемся чуть назад - как они это делают.
"Они" делают это примерно так:

1. Проверка порядка ключевых слов.
2. Отсечение лишнего
3. Контроль ритмики, благозвучия, строкового деления, акцентов.

Зачастую, по мере накопления опыта, эти действия сливаются в одно, молниеносное, также известное как "озарение". Но озарение - не чудо, а результат многолетних тренировок, так что давайте-ка пройдемся по порядку...

Проверка порядка ключевых слов.
В хайку есть костяк - два-три элемента, вокруг которых все и крутится. В данном примере это "ветер"(объект) и "газеты раздает"(действие). В данном случае все построено на необычности объекта и действия. Согласитесь, не каждый день он это делает. :) А теперь сравните два варианта:
1. Объект => Действие (ветер газеты раздает)
2. Действие => Объект (газеты раздает ветер)
Второй вариант выглядит более неожиданно, да? И именно это - предмет нашего внимания, ведь без парадокса нет хорошего хайку (подробнее см. Ненаписанное, Shimizu, гл. Парадокс хайку).
Дело в том, что осознание действия более продолжительно по времени, чем осознание объекта (если, конечно, авторская воля не придала ему парадоксальные свойства), поэтому парадоксальность действий слабее, чем парадоксальность объекта. Восприятие в первом случае более размытое, и не возникает пронзительный момент осознания. Мгновение хайку.
В хайку, в которых парадокс образуется сопоставлением Объекта и Действия, для усиления парадоксальности помещайте Объект после Действия, желательно в самый конец.

Прохожим
Бесплатные газеты раздает
Осенний ветер

Рассмотрим еще один пример:

Краб
К небу возносится

Парадокс! Чудеса, да и только... Между тем сценка обычная и реальная:

В клюве чайки
Краб
К небу возносится

Куда делся парадокс? так, зарисовка с натуры... но измените порядок:

Краб
К небу возносится
В клюве чайки

Вот он, момент осознания: "В клюве чайки". И в последнем варианте мгновение осознания не в парадоксальной сцене первых двух строк, которые служат лишь Обстоятельствами, а в парадоксальном возврате к реальности в третьей строке.

Так как превратить ваше гениальное творение в банальность?
Просто не следуйте этим советам.
Tags: практика, теория
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments