清水 Shimizu (simizy) wrote in kritika_haiku,
清水 Shimizu
simizy
kritika_haiku

FAQ / ЧаВо - часть 1

Содержание:
- Можно ли писать в одну или в две строки?
- На какие темы писать не следует?
- Можно ли писать в рифму
- Почему не следует использовать прием загадка/отгадка
- Мы действительно пишем на русском хайку? или это просто японизированные трехстишия?
- Хайку связаны с буддизмом? Нужно ли понимать и знать буддизм, чтобы писать хайку?
- Метафора в хайку. Что можно и что нельзя
- Можно ли писать про себя?
- Почему классики так делали - а нас за это ругают?
- как отделить хайку от нехайку. Как вообще оценить свою работу?
- Что делать со всем этим жутким списком категорий (типа каруми - хосоми- ваби)
- Что значит - простота в хайку. Оно должно быть простым или сложным?



- Можно ли писать в одну или в две строки?

Строковое деление – это важный элемент художественной выразительности русскоязычных хайку, и следует уделять ему значительное внимание, поскольку ритмическое и смысловое разделение стиха (киреджи), зачастую зависит именно от строкового деления, в отличие от японских, где существовуют специальные "режущие слова", отчасти аналогичные знакам препинания, и строковое деление воспринимается на слух. Поэтому в японских книгах хайку публикуются в одну вертикальную строку, а при каллиграфической записи - в две (5+12) или три строки (5+7+5).
Если из-за размера или для иных целей вы хотите записать хайку в две строки - почему бы и нет? Теоретически, вы можете даже сделать однострочную запись, однако, подобная запись с ходу не опознается в русской поэтической традиции как стихотворная форма, и потому затрудняет восприятие, лишая стих какой бы то ни было визуальной упорядоченности.

- На какие темы писать не следует?

В первую очередь – это абстрактные области человеческой деятельности, такие как деньги, власть, идеи, престиж и т.д. Строго говоря, все, что касается форм социального взаимодействия, далеко не самая удачная тема для хайку. Для начала необходимо и достаточно обойтись «природной» тематикой. Также не следует прямо писать о чувствах – их должен испытывать читатель при прочтении вашей работы.

- Можно ли писать в рифму

Не стоит. Рифма перегружает хайку, вместе с тем, внутренние звукоповторы могут способствовать созданию определенного настроения, и, если рифма прорвалась случайно, не являясь ни средством, ни целью, а лишь результатом удачно подобранного слова – вам остается просто смириться с этим.

- Почему не следует использовать прием загадка/отгадка

Традиция хайку произошла из ренку, где за двумя строками маэку, зачастую рисующими непонятную картину, следовало трехстрочие цукеку, объясняющее образы из маэку. Этот прием загадки/отгадки в более концентрированном виде отчасти перекочевал и в хайку в процессе становлении жанра и в силу своей простоты и понятности широким слоям населения. Этот прием, безусловно, иногда может выглядеть очень эффектно, создавая у несведущего читателя (да и автора) чувство «загадочности» и истинного «японизма», однако, даже если этот прием был реализован успешно, он приводит к созданию именно игровых стихов, не могущих претендовать на рождение сильных чувств у читателя. Для целей обучения и тренировки прием загадка - отгадка вполне годится, но он мало предназначен для создания серьезных произведений.

- Мы действительно пишем на русском хайку? или это просто японизированные трехстишия?

Если вы рисуете картину словами, без примеси своего я, и она трогает душу читателя - да, это русские хайку. Если же вы пытаетесь подражать переводам японских классиков, используете такие слова как сакура, самурай, сакэ и т.д., или используете чуждые русской культуре традиции и поэтические темы, заимствованные в Японии, то это просто японизированные трехстишия.


- Хайку связаны с буддизмом? Нужно ли понимать и знать буддизм, чтобы писать хайку?

Понимание буддийского символизма необходимо для адекватного восприятия хайку некоторых японских хайдзинов, в частности Басё, Тиё-ни. Но для написания хайку специального изучения буддизма не требуется. Особенности мировосприятия в дзен-буддизме и хайку довольно близки, в частности, непосредственное восприятие мира без участия рассудочной деятельности, отсюда и возникший вокруг хайку эзотерический ореол.


- Метафора в хайку. Что можно и что нельзя

Нельзя использовать метафору для придания стиху красивости, поэтичности и т.д. Почти в 100% случаях единственным поэтическим достоинством такого стиха будет только эта метафора, бесполезная из-за малого размера стиха. Нет никаких препятствий для использования устоявшихся, бытовых метафор, например "идет снег". Также не возбраняется использование метафор, если существует их корректное прямое прочтение, а метафорическое может восприниматься в качестве второго смысла, обогащая восприятие. Хотите научиться писать хайку - откажитесь от метафор совсем, а также от олицетворения, сравнений и эпитетов, особенно постоянных. Не используйте слова: как, точно, будто, словно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы.

- Можно ли писать про себя?

Зачем? А что именно вы хотите написать про себя? Про свои эмоции и чувства? Но это будет не хайку, а форма рефлексии (в лучшем случае), в худшем же – просто самолюбование. Одна из задач хайку – вызвать чувства у читателя, а это вы можете сделать, не рассказывая о своих чувствах, а показывая картинку, которая вызвала чувства у вас, в надежде, что она вызовет подобные чувства у читателя. Потому, особенно новичкам, рекомендуется писать без использования Я и вообще намеков на субъекта. Совсем. Если же, все таки, переживания и новый опыт так и распирают – напишите нормальное европейское четверостишие. Может, даже, сонет.


- Почему классики так делали - а нас за это ругают?

- Потому что вы, подобно Ньютону, уже стоите на плечах гигантов. Не следует идти по следам гениев – следует начинать там, где гении закончили, и продолжать движение. Мир меняется, искусство развивается. Вы можете взять то ценное, что было сделано до вас – и лишь продолжить, раскрыть. Не следует полагать, что у классиков – что ни трехстишие – то шедевр. Искусство хайкай тоже развивается, оно выкристаллизовывалось столетиями – так почему вы полагаете, что все, написанное в 17 веке, будет звучать так же свежо и в 21? В искусстве ценна новизна - а повторение, как известно, мать учения. Для целей обучения оно, конечно, сойдет, но не более того.


- Как отделить хайку от нехайку. Как вообще оценить свою работу?
Хайку - живой жанр, постоянно меняющийся и развивающийся, поэтому формального критерия того, что у вас получилось хайку - не существует. Зато есть критерии, которые позволяют отсечь то, что хайку не является, или же просто недостаточно хорошо, чтобы считаться законченной работой.
Свой стих, особенно, если он выстрадан, адекватно оценить весьма проблематично (для чего и существует КХ :-). Однако, можно увидеть направление дальнейшей работы, честно отвечая самому себе на вопросы, касательно свежесозданного произведения:
- я показываю – или объясняю? (правильный ответ – показываю, передаю, а не объясняю, называю)
- это достоверно? (правильный ответ – да, я это видел, я это пережил, это есть в моей памяти и в этом нет умозрительности)
- в этом есть сердце? (правильный ответ - да, это будит чувства, в этом есть жизнь).
- есть ли в этом красота? (правильный ответ – да, в этом отражена та гармония, что я вижу в мире)
- вы бы хотели, чтобы это было последним, что останется после вас? (правильный ответ – да, даже если после моей смерти меня будут помнить только по этим трем строкам – я этому рад)
- это хорошо читается? (правильный ответ - да, в этом есть внутренняя ритмика, плавность)
- о чем эта работа? (неправильный ответ – обо мне, моих чувствах)

Что, все ответы правильные? Отложите работу – хоть на неделю и повторите процедуру. Все еще не помогло? Или вы – талант, или у вас тяжелый случай снижения критичности. Пошлите её в КХ, допустите на минутку, что все эти жуткие отзывы не потому, что вокруг черствые бессердечные люди и... продолжайте работать.

Для тупых: правильные ответы на эти вопросы не говорят о том, что у вас получилось хайку, или хоть сколько-нибудь заслуживающий внимание стих, имеющий хотя бы отдаленное отношение к поэзии. Это говорит лишь о том, что вы не допустили самых распространенных ошибок.

- Что делать со всем этим жутким списком категорий (типа каруми - хосоми- ваби)

Теоретически, хорошо бы иметь о них некоторое представление, хотя бы для того, что зная об этих категориях, значительно легче оценить хайку (особенно чужое) и найти сильный поэтический образ для своего. Например, памятуя о том, что основное понятие эстетики Басе это «саби» - налет старины, одиночество, тусклость и т. д., для передачи «хайкового» настроения вы уже будете уверено использовать поэтические образы вроде «одинокий пастух», «тусклый свет» и т.д. Для начинающего автора это может быть неплохим подспорьем. Ну, а может и не быть, конечно, и все само придет с практикой… Каких-нибудь пять-десять лет и никакая теория не помешает вам писать хорошие стихи.


- Что значит - простота в хайку. Оно должно быть простым или сложным?

Хайку должно отражать реальность и быть, в первую очередь, достоверной. Реальность проста или сложна? При этом, не следует путать простоту и ясность. То, что хайку должна быть ясной – это ясно и чайнику – не в загадки, все-таки, играем (см. выше). Но вот простота – палка о двух концах. Тоже, кстати, простая.
Мастерство поэта – в пробуждении внимания, в том, чтобы указать читателю на то, чего он не заметил, но что и так существует, просто выскальзывало из зоны внимания. По сути, это поиск ракурса. Чем лучше хайку – тем оно проще – потому что оно коренится в повседневности, а что сложного в повседневности? В том, как падает лист, в том, как взлетает птица, в том, как горит огонь. Это – простые вещи, но если вы просто напишите о том, что огонь горит – у вас не получится стихов. У вас получится констатация. А чтобы у вас получились стихи…
Открываем КХ с первых постов и внимательно читаем!
Разве кто-то сказал, что будет просто?

(c)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments