?

Log in

No account? Create an account

Сб, 22 ноя, 2008, 02:04
simizy: FAQ / ЧаВо: Что такое сенрю?

Вот эскиз ФАК о сенрю, который мы собираемся поместить в профиль сообщества/ под тэг "теория"/ не знаю куда еще... с целью х/y/z. Есть ли здесь, по вашему мнению, темы, которые освещены недостаточно/ требуют корректировки и т.п. ?



Если вы хоть немного "в теме", то тут же подскажете самое короткое определение: "юмористические хайку" и... будете неправы.
Часто встречающееся в уважаемых источниках определение "Юмористический жанр японской поэзии[и N-ное количество абзацев текста]" такая же профанация, как и пример выше, хотя и соответствующая большинству "образцов жанра".

Этот жанр японской поэзии, оформившийся как самостоятельный в период Эдо, по размеру и форме соответствует хайку, и так же произошел из популярной забавы того времени – ренку. Однако, в отличие от хайку, он является не "боковой ветвью", а прямым наследником ренку. Впоследствии такие стихи стали называть по литературному псевдониму Карая Хачиемона (1718-1790), мастера, осуществлявшего отбор и судейство строф маэкудзуке, которые потом составили антологию Хайфу Янагидару, при жизни Карая выпущенную до 23 тома.
Из примеров оригинальных стихов Хайфу Янагидару:

    dorobo wo toraete mireba wagako nari

    вора поймал.
    оказалось -
    сын мой


После смерти Карая жанр, представляемый в Хайфу Янагидару, последовательно деградировал, пока не был вновь возрожден как искусство усилиями популяризаторов сенрю Сакай Кираки (1869-1945) и Инуэ Коичи, писавшего под псевдонимом Кенкабо (1870-1934), основателя журнала "Сенрю" и автора ряда трудов по сенрю. Любопытно, что жены вышеупомянутых мастеров также увлекались сенрю: например, перу Инуэ Нубоко, основательнице первого женского общества любителей пива сенрю, принадлежат такие строки:

    Как ни сажусь -
    Вижу себя такою
    Какая есть


Не смешно? Не удивляйтесь. Не зря же выше указывалось, что популярное определение - только вершина айсберга.
Эстетическими категориями сенрю являются не только юмор (окашими), но и легкость(каруми), и озарение(угачи). Сенрю, в котором больше угачи, чем собственно юмора, и полностью отсутствует каруми, представляют собой так любимые многими начинающими авторами "философские хайку":

    nyobo no yaku hodo teishu mote mo sezu

    Мужья, вообще
    Не столь неверны
    Сколь ревнивы жены


В результате получается своеобразный поэтический афоризм. Оценить свои перспективы в данном направлении сенрю достаточно просто. Много ли вы уже придумали афоризмов?

Смесь каруми и угачи - это просто наблюдение мира, способность видеть то,
что не подмечают другие, но что заметят, если их "ткнуть":

    niwatori no nani ka iitai ashizukai

    [важно] Идет петух...
    Будто что сказать
    Хочет


Вместе с тем, это и жанр гражданской реакции, способ поэтического отражения сиюминутных проблем общества:

    Ни рук ни ног -
    Вот теперь они вернут тебя домой
    Солдат


За написание подобных сенрю в военное время Акира Цуру был арестован и замучен до смерти в японских застенках в 1938 году.

Сенрю далеко не всегда будет юмористичным, напротив, в сферу внимания попадают достаточно трогательные сцены, и в таких случаях автор использует «хайковый» способ взаимодействия с читателем "от сердца к сердцу":

    yuigon no shidai shidai ni hikuku nari

    Последние слова -
    Чуть слышно,
    И все тише, тише...


Мастерство поэта сенрю, как и хайдзина, в том чтобы подметить то, на что не обратили внимание другие; причем, как и в хайку, это не поиск необычного в мире, это внимание к деталям повседневной жизни, ускользающих от внимания зашоренных шаблонным восприятием глаз людей.

В отличие от хайку, темой сенрю является не природа, а человек, во всех своих проявлениях. Любовь, секс, деньги, власть, гражданская тематика - все это тема для сенрю. Человек может быть темой хайку как часть природы, также и природа находит свое место в сенрю, как элемент жизни человека, различие лежит в акцентировке внимания на различной тематике стиха. В сенрю допустимо олицетворение, которого традиционно избегают в хайку:



    сталкиваясь
    и что-то шепча друг другу -
    муравьиный ручеек


Как вы могли заметить, использование приема загадка/отгадка в сенрю, одной из эстетических категорий которого является юмор, вполне оправдано.

Несмотря на больший тематический охват и допустимость абстрактных понятий и идей, сенрю все-таки имеет ряд формальных ограничений, как бы вас не пьянил аромат вседозволенности. Если вы напишете, например:

не плачь никогда
при маме
никогда не плачь


это не будет сенрю. Это будет агитплакат. а чтобы получилось сенрю, вместо призыва должно быть утверждение, причем с которым не поспоришь:

не плачет никогда
при маме
никогда не плачет

Любителям писать "про себя любим~ого/~ую" опять не повезло: сенрю, как и хайку, не является отчетным документом о вашей повседневной жизни, чувствах, необычных переживаниях и "моментах хайку" в контексте вашего восприятия. "Я" может появиться в стихе, но это должно быть "Я" читателя, а не автора.

    Так давно был
    Так давно не был
    Дома


Если хайку - картина, адресованная сердцу читателя, его чувствам, то сенрю - слова, адресованная его разуму. Да, в сенрю могут появиться немыслимые в хайку олицетворение, концепции и глубокие мысли о бытие нашем, но как и хайку, сенрю должно быть достоверным. При прочтении сенрю, исполненного угачи, читатель воскликнет: "Черт возьми, метко подметил!", и это "метко подметил" - костяк жанра.

    Топает малыш
    Пока еще босыми
    Ладошками


Не следует полагать, что сенрю является «младшим братом» хайку, или писать его легче. Тем не менее, начинающие авторы начинают, как правило, именно с сенрю. Возможно, это объясняется тем фактом, что писать о людях для горожан несколько проще, чем на тему природы, все реже попадающую в сферу внимания современного человека. Возможно, этим же и объясняется тот феномен, что большая часть русскоязычных поэтов хайкай на самом деле, в подавляющем большинстве, пишет именно сенрю, что никоим образом не снижает поэтической ценности их работ.

    Влюбленные
    Им некуда спешить
    Еще минуту


Сочиняя сенрю, помните, что существует принципиальная разница между произведениями Зощенко и дворовыми хохмами, как и между афоризмами Ницше и рассуждениями за кружкой пива. Ваш стих должен быть прежде всего ПОЭЗИЕЙ, в противном случае это тем более не будет сенрю или хайку.

P.S.
Все японские сенрю в переводе Shimizu.
Если не указан автор японского оригинала, значит он мне неизвестен. Буду благодарен за уточнения.
Текст и примеры курсивом - muromasa, Shimizu

Пт, 28 ноя, 2008 14:06 (UTC)
sergosha: Re: какие течения?

Инн, это мои собственные тараканы бушуют
извини

и все же что такое дзаппай?

Сб, 29 ноя, 2008 11:42 (UTC)
muromasa: Re: какие течения?

мы работаем над этим:-)))
следите за дальнейшими выпусками:-)