清水 Shimizu (simizy) wrote in kritika_haiku,
清水 Shimizu
simizy
kritika_haiku

Category:

обрывки теории для sansio

Что такое хайку? Точного ответа на этот вопрос нет и не может быть. На каждом этапе своего развития поэзия хайкай изменялась, впитывая новые ценности, приемы, реалии. В настоящее время существует множество различных школ, направлений хайку, как в Японии, так и в других странах.

2. Что такое хайку.
Хайку часто сравнивают с живописью, фотографией, и не случайно. Хайку, более чем любой другой литературный жанр ближе к изобразительному искусству по своей сути. В хайку поэт просто показывает то, что привлекло его внимание, взволновало, поразило, не прибегая к оценкам или демонстрации своих чувств. Он как бы делится с читателем своим опытом, приглашая разделить его.

Хайку - это разделение опыта поэта и читаля. Без посредников в виде метафор, описания чувств поэта и т.д.

2.1 Темы хайкай
Практически любое определение хайку включает упоминание о том, что темой хайку является природа. Хотя это соответствует действительности, зачастую оторванность человека от природы заставляет поэтов (да и читателей) слишком ограниченно воспринимать природу, в гордыне своей забывая, что люди - такая же часть природы, как цветы, звери и птицы, как реки, облака и ветер. Наши дома - явления того же порядка, что и термитники или птичьи гнезда, даже наши войны - не более чем драки бесхвостых обезьян за территорию.
Что бы ни делал человек, как бы он не стремился оторваться от природы, противопоставить себя ей, мы всё равно остаемся неотъемлимой её частью.
Да, хайку - стихотворение о природе. Вернее даже будет сказать - созерцание природы, которое волнует наши чувства. И если человеку, как венцу творения, его личности, не место в хайку, то в качестве части природы, равноправного действующего лица, он вполне может стать одним и образов хайкай.

2.6 Основние поэтические приемы хайку.
Многие поэтические приемы хайку перешли из ренга и ренку в более сжатом, концентрированном виде. Можно даже говорить о том, что была сделана попытка все ценности и приемы ренку адаптировать в хайку. И хотя многие такие приемы мы находим в классических хайку, не все подобные заимствования были удачными и могут служить обазцами для подражания. Например, заимствованная из нанизанных строф схема загадка-отгадка в подавляющем большинстве случаев приводила к созданию банальностей, имеющих нулевую поэтическую ценность.

2.6.1. Дополняющее сопоставление
Довольно часто для создания определенного чувства, настроения, в хайку используется сопоставление образов с одинаковой или похожей эмоциональной окраской. В сочетании с правильной композицией этот простой прием создает глубокое образное пространство, и подходит для выражения конкретных чувств.

Ветка без листьев
Ворон сидит
Осени закат

Исполненное саби, в этом хайку Басё четыре образа (ветка без листьев, ворона, поздняя осень и закат) последовательно усиливают основную тему печали и одиночества.
2.6.1. Противопоставление.
В отличие от дополняющего сопоставления, где все образы согласованны друг с другом, использование контрастов, образов, различающихся между собою по одному значимому признаку позволяет создать в хайку определенное напряжение, требующее выхода через осознание читателя.
В качестве примера можно привести самое, пожалуй, известное хайку Иссы

Улитка
По склону ползет -
Гора фудзи

Здесь контраст создается размерами горы и медленно ползущей улиткой, но главная особенность этого приема - в большей его емкости по сравнению с дополняющим сопоставлением, направленным на выражение одного чувства, контрастные образы позволяют передать между строк еще один образ, в данном случае в воображении читателя сразу возникает долгий путь, предстоящий медленно ползущей улитке.
Контраст может быть построен на самых различных признаках:
- размеры объектов
- цветовой контраст
- действие / покой
- сиюминутное / вечное
- новое / старое

2.6.1. Замещение образов
Образ помещенный на место другого, в обстановку, в которой читатель ожидает найти что-то знакомое и обычное. В сущности, это прием из ренга, в которой следующее стишие смещало восприятие предыдущего стиха, и неожиданность продолжения была одним из достоинств.

2.6.1. Пересечение образов.
Сопоставление двух образов с приведением общего элемента, свойства, состояния или действия. Особенностью этого приема является то, что, как правило, слово, описывающее общее для двух образов, может относиться и к одному, и к другому, не имея четкой грамматической привязки. Этот способ (общего слова) используется также для привнесения неопределенности в хайку. См.неопределенность.

2.6.1. Трансформация.
Этот прием состоит в сопоставлении разных состояний объекта, например снежинки, превращающейся в капельку воды, дрова для костра, взмывающие пеплом в небо; или же изменение нашего представления об одном и том же объекте

2.6.2 Недосказанность
"Хайку, которое открывает от семидесяти до восьмидесяти процентов своего содержания -- хорошее хайку. Те же, которые открывают пятьдесят - шестьдесят процентов, никогда нам не надоедят."[Басё]

2.6.3 Неопределённость
В хайку, зачастую, нет однозначного утверждения. Одним из способов расширения образности, увеличения смысловой емкости этой малой поэтической формы является неопределенность.

Единство с природой.
Басё отмечал: "С древнейших времён люди с утончёнными чувствами ... находят удовольствие в познании истины и сущности вещей."

Фурю - любование природой.
По свидетельству Дайсецу Судзуки, не обладающие чувством фурю считаются в Японии невежественными людьми. Любовь к природе, внимание к природе означает также отказ от эгоцентричного восприятия реальности, осознание себя частью мира и возкновение определенного чувства гармонии.

В хайку значение придается иным объектам, нежели в обыденной жизни западного читателя. Самые незначительные события привлекают внимание хайдзинов, демонстрируя нам единство малого и большого, вечного и сиюминутного, высокого и низкого. Мир в хайку - такой, каким его видит поэт, без лишних фантазий и выдумок.

4.1 Хайку повсюду
Любое явление может быть предметом хайкай. Все в мире - явления, предметы, чувства, все это достойно быть объектом поэзии, как бы малы и незначительны они не казались западному читателю. Задача хайдзина - заметить неожиданную новизну и там, где замыленный взгляд обычного человека распознает только структурированные, обобщенные образы. Западное мышление категорично, когда мы видим дерево, мы узнаем его, у нас в сознании возникает образ дерева, заслоняющий от нас реальность, не позволяющий замечать уникальность всех явлений мира - ведь в целом свете не найти двух одинаковых деревьев, и на всех деревьях мира не найти двух одинаковых листьев. Эта уникальность, новизна восприятия и есть костяк не только поэзии хайкай, но и любой поэзии вообще. Западные поэтические приемы (метафоры, сравнения, олицетворение) направлены на отрыв от реальности, западная поэзия - это балансирование на грани между реальностью и вымыслом, а необходимая новизна достигается за счет применения тропов - установления новых связей между категориями. Неестественность поддобного метода обуславливает необходимость расктрытия тропа, применения многократных вариаций одной связи для его закрепления, и можно сказать, что западная поэзия - изящно доказываемая ложь. Сущность западной поэтической речи - перенесение свойств одного предмета на другой посредством тропов (сравнение, эпитеты, метафоры, олицетворения), или замена одного образа другим (иносказание, алегория). Необходимость закрепления тропа определяет минимальный размер поэтического произведения в западной поэзии - четверостишие, в котором приводятся как минимум два аналогичных тропа. Как правило, в западном стихе используется несколько родственных тропов, "закрепляющих" восприятие. В хайку применение подобного приема невозможно в силу малого размера стиха.
Троп восточной поэзии - сопоставление, как минимум (и как правило) двух образов, либо образа и действия, образа и состояний...

Не пытайтесь приукрасить мир, он достаточно прекрасен и без нашего участия. Хайку - поэзия для тех, кто обладает чувством фурю, поэтому в хайку нет нужды говорись говорить "нежные, как дуновение летнего ветерка, лепестки розы", достаточно сказать "лепестки розы" или просто - "роза". Вместе с тем, хайку должно быть достаточно универсальным в плане восприятия незнакомыми с хайку читателями. Всё, что нужно для восприятия хорошего хайку - чувство фурю у читателя. Все изыски, украшательства, игры смыслами могут продемонстрировать матерство хайдзина для посвященных в тайны хайкай, но что действительно имеет значение - какое впечатление произведёт хайку на неподготовленного, но обладающего чувством фурю читателя.

p.s. Друзья, если у вас есть ссылки на теоретические материалы по хайку в сети на русском, просьба кинуть в комменты.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments